Месяц: Декабрь 2020

Умер научный руководитель Арктического и антарктического НИИ Иван Евгеньевич Фролов

Научный руководитель, экс-директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ, Петербург) и почетный полярник Иван Фролов умер на 72-м году жизни.

Подробнее

Отчет об участии в 30-ом совещании Группы по метеорологии (METG) Европейского и Североатлантического бюро(EUR/NAT) ИКАО

Отчет по результатам командирования за границу по линии международных научно-технических связей

Новости российской авиаотрасли

Новый Суперджет

Росавиация получила заявку на сертификацию самолёта SSJ-New в  рамках импортозамещения комплектующих изделий, агрегатов и самолётных систем. По сути, это будет новый самолёт, в котором будут заменены на отечественные системы кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородная система экипажа, датчики утечки воздуха, сигнализатор обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла, теплозвукоизоляция. Также изменится конструкция фюзеляжа – будет скорректирован его центр тяжести.

Завершить опытно-конструкторские работы по созданию SSJ-New планируется в 2023 году.

Полная версия: https://aviation21.ru/rosaviaciya-poluchila-zayavku-na-sertifikaciyu-samolyota-ssj-new/

«РусЛайн»: больше рейсов из Кирова и Курска


Авиакомпания «РусЛайн» в 2021 году будет выполнять рейсы из Кирова в Москву, Екатеринбург, Уфу, Калугу, Нарьян-Мар и Сочи, а из Курска – в Санкт-Петербург, Сочи, Минеральные Воды и Калининград.

Все полёты будут выполняться на современных самолётах Bombardier CRJ-100/200.

Полная версия: https://aviation21.ru/ruslajn-uvelichivaet-svoyo-prisutstvie-v-kirove-i-kurske/

Соловки: завершена реконструкция аэропорта

В ходе работ была обновлена ВПП с заменой покрытия, построена новая рулёжная дорожка и перрон на четыре места для стоянки воздушных судов с площадкой для обработки противообледенительной жидкостью. Также было установлено светосигнальное оборудование, построены объекты метеорологического и орнитологического обеспечения полётов, объекты электроснабжения, комплекс очистных сооружений, сбросный коллектор, водоотводная система канав вдоль ВПП и патрульная дорога. Планируется также, что на Соловках появится и новое здание аэропорта — для него разрабатывается свой проект.

Реконструкция аэропорта позволила значительно улучшить характеристики искусственной взлётно-посадочной полосы. Это позволит принимать современные более тяжёлые воздушные суда, а также удвоить пропускную способность.

Полная версия:  https://aviation21.ru/na-soloveckix-ostrovax-zavershena-rekonstrukciya-mestnogo-aeroporta/

ДАЙДЖЕСТ ОТРАСЛЕВЫХ НОВОСТЕЙ ЗА ПЕРИОД С 03.12.2020 ПО 10.12.2020 В IATA

К пилотам — с другими мерками

Международная ассоциация воздушного транспорта и Международная федерация ассоциаций линейных пилотов призвали правительства следовать рекомендациям Целевой группы по восстановлению после авиации ICAO, которые подразумевают освобождение экипажей от тестирования на COVID-19 обязательного для авиапассажиров.

Сейчас все большее число государств применяет к экипажам те же меры общественного здравоохранения, которые применяются к обычным путешественникам. Такие меры включают предоставление отрицательного теста на COVID перед вылетом, а в некоторых случаях требуется второй отрицательный тест по прибытии.

«Эти меры не только противоречат рекомендованным глобальным инструкциям ICAO, но и не учитывают тот факт, что взаимодействие с местным населением сведено к минимуму», – сказали в IATA.

Полная версия:  https://www.iata.org/en/pressroom/pr/2020-12-07-02/

COVID-19: последствия для авиаотрасли, неутешительный прогноз

IATA опубликовала новые оценки воздействия COVID-19 на воздушный транспорт и экономику в Европе в 2020 г. Все указывает на дальнейшее снижение доходов, перспектив занятости и экономической активности.

Последний прогноз IATA показывает, что в 2021 году Европа, как ожидается, станет самым пострадавшим регионом мира с точки зрения убытков авиакомпаний (-11,9 млрд долларов) и рентабельности EBIT (-9,5%). Пассажиропоток (измеренный в пассажиро-километрах с выручкой) в этом году, по оценкам, упал на 70%, что является худшим показателем среди всех регионов, за исключением Африки (-72%) и Ближнего Востока (-73%). Ожидается, что рост RPK в следующем году будет слабым – 47,5%, уступив сопоставимым регионам Азиатско-Тихоокеанского региона (50%) и Северной Америки (60,5%).

«Наши прогнозы на этот и следующий год близки к катастрофе для европейского воздушного транспорта. Пограничные ограничения и карантинные меры привели к прекращению спроса, и этот регион пострадал даже сильнее, чем большинство других частей мира. В отношении вакцины есть оптимизм, но, как показывает наш прогноз на следующий год, вряд ли удастся предотвратить потерю сотен тысяч рабочих мест в отрасли, если правительства не примут немедленных мер. В центре внимания должно оставаться быстрое тестирование пассажиров, чтобы можно было отменить карантин и безопасно открыть границы », – сказал Рафаэль Шварцман, региональный вице-президент IATA по Европе.

Полная версия: https://www.iata.org/en/pressroom/pr/2020-12-10-01/

Пассажирские перевозки: кризис продолжается

Восстановление пассажирского спроса в октябре продолжало оставаться удручающе медленным. Общий спрос (измеряемый в коммерческих пассажиро-километрах или RPK) снизился на 70,6% по сравнению с октябрем 2019 года. Это лишь незначительное улучшение по сравнению с 72,2% годовым спадом, зафиксированным в сентябре. Емкость снизилась на 59,9% по сравнению с прошлым годом, а коэффициент загрузки снизился на 21,8 процентных пункта до 60,2%.

Спрос на международные пассажирские перевозки в октябре снизился на 87,8% по сравнению с октябрем 2019 года, практически не изменившись по сравнению с 88,0% спадом, зафиксированным в сентябре.

Цитата

Александр де Жуниак, генеральный директор и исполнительный руководитель IATA:

«Новые вспышки COVID-19 и постоянная зависимость правительств от жестких карантинных мер привели к еще одному катастрофическому месяцу для спроса на авиаперелеты. В то время как темпы восстановления в одних регионах выше, чем в других, общая картина для международных поездок мрачная. Это неравномерное восстановление более выражено на внутренних рынках, при этом внутренний рынок Китая почти восстановился, в то время как большинство других остаются в глубокой депрессии.

Полная версия: https://www.iata.org/en/pressroom/pr/2020-12-08-01/

Грузоперевозки восстанавливаются

Спрос на грузовые авиаперевозки продолжает расти, но более медленными темпами, чем в предыдущем месяце, и остаются ниже уровня предыдущего года.

Мировой спрос, измеряемый в грузовых тонно-километрах, в октябре был на 6,2% ниже уровня предыдущего года (-7,5% для международных перевозок). Это улучшение по сравнению с падением на 7,8% в годовом исчислении, зафиксированным в сентябре. Однако темпы восстановления в октябре были медленнее, чем в сентябре, при этом в месячном исчислении спрос вырос на 4,1% (на 1,1% для международного рынка).

Полная версия: https://www.iata.org/en/pressroom/pr/2020-12-07-01/

Рецепты восстановления

IATAопределила пять проверенных способов, с помощью которых правительства могут помочь стимулировать рынок авиаперевозок:

– Временное освобождение от уплаты или приостановка государственных сборов, налогов и сборов для авиакомпаний и пассажиров снизит расходы на полеты и снизит транспортные расходы для пассажиров. 

– Субсидирование маршрутов для полетов в местные / региональные пункты назначения для поддержки соединения для сельских сообществ и бизнеса.

– Финансовые стимулы в виде вознаграждений за выполняемые полеты или полетные места, которые могут поддержать авиакомпании при слишком низких коэффициентах загрузки или доходности.

– Предварительная покупка билетов, которые правительства могут использовать для будущих поездок или распространять среди путешествующих в форме ваучеров для поддержки путешествий и туризма.

– Субсидии на поездки пассажиров в виде ваучеров для пассажиров или в виде процентной суммы возврата денежных средств от общих транспортных расходов.

Полная версия https://www.iata.org/en/pressroom/pr/2020-12-08-02/

ДАЙДЖЕСТ ОТРАСЛЕВЫХ НОВОСТЕЙ ЗА ПЕРИОД С 03.12.2020 ПО 10.12.2020 В ВМО

Изменение климата разрушает Арктику

В этом году Арктика едва не дотянула до рекордных показателей температуры (со знаком плюс)  и величины летнего ледяного покрова (со знаком минус). Эти показатели оказались на втором месте за все время метеонаблюдений. Такие изменения вызывают целый каскад  последствий, включая выпадение снега и чрезвычайные лесные пожары на севере России в 2020 году.

Это следует из 15-й арктической отчетной карты NOAA, представляющей собой сборник оригинальных, прошедших экспертную оценку наблюдений за окружающей средой, проведенных 133 учеными из 15 стран. В заключении говорится, что устойчивый переход к более теплой, менее замороженной и биологически измененной Арктике остается очевидным.

«Практически все в Арктике, от льда и снега до человеческой деятельности, меняется так быстро, что нет никаких оснований полагать, что через 30 лет многое будет таким же, как сегодня», – сказал Рик Томан, один из редакторов.

В Отчетной карте Арктики отображаются ежегодные обновления показателей по семи направлениям: температура приземного воздуха; наземный снежный покров; гренландский ледяной щит; морской лед; температура поверхности моря; первичная продуктивность Северного Ледовитого океана; зелень тундры.

Арктика нагревается более чем в два раза быстрее, чем остальная часть Земли, что имеет далеко идущие последствия для погоды и климата в остальном мире.

Полная версия: https://public.wmo.int/en/media/news/arctic-report-card-confirms-climate-change-disruption

ДАЙДЖЕСТ ОТРАСЛЕВЫХ НОВОСТЕЙ ЗА ПЕРИОД С 03.12.2020 ПО 10.12.2020 в Госкорпорация по ОрВД

Новый радиолокационный комплекс в Петрозаводске

В Петрозаводском центре ОВД введен в эксплуатацию новый аэродромный радиолокационный комплекс «Лира-А10» отечественного производства. Он заменил устаревший радиолокатор ДРЛ-7СМ и позволит обеспечить регулярность и безопасность полетов на аэродроме Петрозаводск.

Полная версия: https://gkovd.ru/news/novosti-goskorporatsii/v-petrozavodskom-tsentre-ovd-vveden-v-ekspluatatsiyu-radiolokatsionnyy-koHYPERLINK “https://gkovd.ru/news/novosti-goskorporatsii/v-petrozavodskom-tsentre-ovd-vveden-v-ekspluatatsiyu-radiolokatsionnyy-kompleks-lira-a10-/”mpleks-lira-a10-/

Самый северный навигационный радиомаяк

В Певекском центре ОВД введен в эксплуатацию азимутально- дальномерный радиомаяк VOR2700/DME/N2700. Это особенно актуально с учетом планируемого в 2021 году вывода из регламента радиомаячной системы посадки СП-80Н, которую заменят на оборудование ILS2700/DME/NL2700. Полная версия: https:HYPERLINK “https://gkovd.ru/news/novosti-goskorporatsii/na-arkticheskom-poberezhe-vveden-v-ekspluatatsiyu-samyy-severnyy-navigatsionnyy-radiomayak-vor2700-d/”//gkovd.ru/news/novosti-goskorporatsii/na-arkticheskom-poberezhe-vveden-v-ekspluatatsiyu-samyy-severnyy-navigatsionnyy-radiomayak-vor2700-d/

ДАЙДЖЕСТ ОТРАСЛЕВЫХ НОВОСТЕЙ ЗА ПЕРИОД С 03.12.2020 ПО 10.12.2020 в Росавиации

Новые субсидируемые маршруты 

Перечень маршрутов программы субсидирования региональных воздушных перевозок дополнен 71 маршрутом. Они будут профинансированы из федерального бюджета в рамках выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Полеты на данных маршрутах будут осуществлять 10 авиакомпаний.

Полная версия: https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=7163

Планирование авиационных систем

Актуальные вопросы содействия устойчивому развитию международного воздушного сообщения, безопасности полётов и аэронавигационного планирования и внедрения обсудили на совещании Европейской группы планирования авиационных систем (EASPG/02), которое является основным событием в области решения вопросов аэронавигации и безопасности полётов в регионе.

Одним из трех Вице-председателей EASPG на нем был избран заместитель Министра транспорта Российской Федерации – руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, Появление в руководстве организации представителя нашей страны позволит усилить роль и вклад нашей страны в улучшение и дальнейшее развитие авиационных и аэронавигационных систем в Европе.

Полная версия: https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=7182

Новый укрупненный центр ЕС ОрВД в Якутске

Планирование, координирование, непосредственное управление движением в воздушном пространстве над территорией Республики Саха (Якутия) и над частью акватории Северного Ледовитого океана теперь будет осуществляться из единого центра.

Объединение аэронавигационного обслуживания воздушных судов позволяет повысить безопасность и эффективность организации воздушного движения, централизовать функции управления воздушным движением, увеличить пропускную способность, снизить эксплуатационные расходы на аэронавигационное обслуживание, и тем самым повысить транзитный потенциал воздушного пространства России.

Общая зона ответственности центра составляет более 4 млн км². Он осуществляет обслуживание пользователей воздушного пространства, включающее диспетчерское, полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение над территорией Республики Саха (Якутия), частично над территорией Красноярского края, Иркутской, Амурской и Магаданской областей, Хабаровского края и Чукотского АО.

Полная версия:  https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=7185

Минус половина: пассажиропоток в ноябре 

По оперативным данным, в ноябре 2020 российские перевозчики обслужили 4,66 млн пассажиров, что на 48 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Пассажирооборот снизился на -57 % и составил 10,15 млрд пассажиро-километров.

Всего за январь-ноябрь 2020 перевезено 64,12 млн пассажиров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем авиаперевозок снизился на -46,2%. 

Полная версия: https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=7195

ДАЙДЖЕСТ ОТРАСЛЕВЫХ НОВОСТЕЙ ЗА ПЕРИОД С 03.12.2020 ПО 10.12.2020 В РОСГИДРОМЕТЕ

Росгидромет

Ноябрь: погодные аномалии

На Европейской территории России ноябрь оказался удивительно теплым. На севере территории температура воздуха в среднем за месяц на 4–6° превышала климатическую норму. В центральных регионах было на 2° теплее нормы, погода часто напоминала начало октября и даже конец сентября. Средняя температура ноября в Москве, по данным метеостанции на ВДНХ, составила 2,2°, что на 3,4° превышает климатическую норму.

В ряде городов в основном в северной части установлено несколько температурных рекордов, что стало следствием мощного атлантического атмосферного фронта. Так, 3 ноября в Волгограде температура повысилась до 15,6° (предыдущий рекорд — 15,1° в 2006 году); в Архангельске 4 ноября до 7,9° (7,7° в 1929 году), 19 ноября до 7° (3,3° в 1969 году), 20 ноября до 7° (6,4° в 1996 году); 7 ноября в Смоленске до 12,3° (11,9° в 2014 году); в Пскове 18 ноября до 10,4° (9° в 2002 году), 19 ноября до 11° (10,6° в 1978 году); 19 ноября в Петрозаводске до 9,8° (6,9° в 1934 году); 19 ноября в Санкт-Петербурге до 11° (9° в 1978 году); 20 ноября в Нарьян-Маре до 4,2° (3,1° в 1985 году).

При перемещении активных циклонов отмечались осадки, местами сильные… Выход южного циклона в Приморском крае 19–20 ноября принес сильные и очень сильные осадки в виде дождя, ледяного дождя, мокрого снега и снега (30–74 мм), сильный гололед, ветер 18–23 м/с, на мысах до 29 м/с. Местами на западе и юго-востоке края выпало 1,5–3 месячных нормы осадков, на востоке до 1,2 нормы. Ледяной дождь, снег и гололед нанесли огромный ущерб экономике края. Было нарушено тепло- и энергоснабжение, в жилые дома не поступала вода.

Полная версия: http://www.meteorf.ru/press/news/23092/

Ноябрь и декабрь: агрометеорологические условия

В Северо-Западном, Центральном и Приволжском федеральных округах на большей части территории в первой декаде наблюдалась вегетация озимых зерновых культур. Во второй декаде в ПФО и ЦФО похолодало, вегетация озимых прекратилась. 

В декабре на большей части Европейской территории России агрометеорологические условия для начала зимовки озимых зерновых культур будут в основном удовлетворительными. В южных районах ЮФО и СКФО в отдельные дни в начале месяца возможна слабая вегетация озимых культур.

В большинстве земледельческих районов Уральского федерального округа и Западной Сибири агрометеорологические условия для зимовки озимых культур будут преимущественно удовлетворительными.

Полная версия http://www.meteorf.ru/press/news/23056/

Вулкан Ключевской – извержение продолжается.

На северо-восточном склоне вулкана по желобу Апахончич изливается лавовый поток. По спутниковым данным в районе вулкана наблюдается большая яркая тепловая аномалия. 7 декабря на вулкане зафиксирован выброс на высоту до 6 км. Парогазовый шлейф с незначительным содержанием пепла протянулся на 90 км к северо-востоку от вулкана.

Ученые-вулканологи предполагают, что произошло обрушение южной кромки кратера Ключевского вулкана.

Для авиации установлен оранжевый код опасности.

Полная версия: http://www.meteorf.ru/press/news/23115/

Новый номер журнала «Метеорология и гидрология». Избранные статьи

Открывает 11 номер за 2020 год статья, посвященная анализу особенностей центров действия атмосферы Северного и Южного полушарий.

По данным реанализа ERA-Interim авторами статьи “О муссонном характере циркуляции атмосферы над Баренцевым морем” проведено изучение сезонных типов циркуляции атмосферы над акваторией моря за период с 1979 по 2018 г.

В статье “Верификация данных реанализов ERA-Interim и ERA5 о приповерхностной температуре воздуха в Арктике” данные реанализа сопоставлены с результатами измерений, полученными с дрейфующих буев, наземных метеостанций, а также впервые – с данными измерений, выполненными на дрейфующих станциях “Северный полюс”.

В разделе “Победители конкурса молодых ученых” опубликована статья “Применение нейронных сетей для прогноза явлений Эль-Ниньо и Ла-Нинья и их типов”.

Полная версия: http://www.meteorf.ru/press/news/23137/

Сегодня отмечается Международный день гражданской авиации

Сегодня отмечается Международный день гражданской авиации. Праздник стали отмечать с 7 декабря 1994 года в связи с 50-й годовщиной подписания Конвенции о международной гражданской авиации. Через два года это решение поддержала ООН.

Подробнее

Дайджест отраслевых новостей за период с 01.10.2020 по 03.12.2020 в ВМО

Всемирная метеорологическая организация

ВМО и ИАТА договорились об улучшении авиационных метеорологических сводок

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) и Всемирная метеорологическая организация подписали соглашение о расширении и совершенствовании автоматизированного представления метеорологических данных коммерческими воздушными судами.

Новая инициатива, получившая название Программы сотрудничества ВМО и ИАТА по АМДАР (ПСВИА), направлена на расширение существующей Системы ВМО передачи метеорологических данных с самолета (АМДАР) для обеспечения охвата участков со слабым покрытием данными. Ожидается, что в программу, которую уже поддерживают около 40 авиакомпаний, охватывающих несколько тысяч пассажирских и грузовых самолетов, войдет значительное количество новых авиакомпаний-партнеров.

Система наблюдений АМДАР ежедневно производит более 800 тысяч высококачественных наблюдений за температурой воздуха, скоростью и направлением ветра, предоставляет необходимую пространственно-временну́ю информацию и производит все больше измерений влажности и турбулентности. Эта информация предоставляется метеорологическим службам и передается в компьютеризированные системы прогнозирования погоды. Это, в свою очередь, поддерживает создание прогностической и метеорологической продукции для авиации.

Система АМДАР внесла положительный вклад в прогнозирование погоды и улучшение качества прогнозов, которые имеют жизненно важное значение для обеспечения эффективности и безопасности авиаперевозок и работы авиации в эпоху, когда эта отрасль стремится сделать полеты более устойчивыми и сократить свое воздействие на изменение климата.

В рамках нового сотрудничества по линии ПСВИА сообщество ВМО возьмет на себя роль по созданию региональной оперативной рамочной основы для приема и обработки данных. ИАТА будет отвечать за содействие участию авиакомпаний в программе и помогать координировать технические решения по ретрансляции данных, защищая при этом право собственности авиакомпаний на эти данные.

Цитата
Петтери Таалас, генеральный секретарь ВМО:

  • Одним из многих негативных аспектов кризиса COVID-19 стала серьезная потеря (до 90 %) метеорологических данных, получаемых с помощью самолетов, в результате резкого снижения объемов авиаперевозок. Метеорологические службы и другие поставщики данных пытаются компенсировать эту потерю, но в результате сокращения данных АМДАР произошло ощутимое негативное влияние на точность прогнозов погоды.

Александр де Жуниак, генеральный директор и исполнительный руководитель ИАТА:

  • Безопасность является высшим приоритетом авиации, и обеспечение авиакомпаниям и другим заинтересованным в безопасности лицам доступа к наиболее полным и надежным данным прогнозов погоды имеет жизненно важное значение для достижения этой цели. Важно, чтобы при восстановлении и возобновлении своей деятельности авиакомпании могли воспользоваться всеми имеющимися преимуществами эффективности затрат и операционной деятельности. Одна из таких возможностей с точки зрения эффективности может быть реализована благодаря более широкому использованию более качественных прогнозов погоды и другой метеорологической информации, которая является результатом улучшения доступности данных АМДАР.

Полная версия: https://public.wmo.int/ru/media/пресс-релизы/вмо-и-иата-договорились-об-улучшении-авиационных-метеорологических-сводок

Обмен данными — новый уровень

Конференция по данным, созванная Всемирной метеорологической организацией (ВМО), заложила основу для всеобъемлющей модернизации функций, правил и требований в области международного обмена данными наблюдений и другими данными, позволяющими «измерять пульс» планеты.

Глобальный взрыв спроса на мониторинг и прогнозирование погоды, климата и водных ресурсов подводит ВМО к необходимости обновить свою политику в области данных, с тем чтобы использовать последние достижения в области спутниковых и вычислительных технологий, ликвидировать разительные пробелы в наблюдениях в развивающихся странах и принять подход, ориентированный на системы Земли, который включает наблюдения за погодой, климатом, водой, составом атмосферы, криосферой, космической погодой и океанами.

Для восполнения пробелов одобрена концепция Глобальной опорной сети наблюдений (ГОСН) и Фонда финансирования систематических наблюдений (ФФСН). ГОСН — это возглавляемая ВМО инициатива по улучшению обмена данными наблюдений в целях поддержания и совершенствования прогнозирования погоды и климата. ФФСН обеспечит устойчивое долгосрочное финансирование в целях совершенствования наблюдений в районах со слабым охватом данными и в развивающихся странах с наибольшими пробелами с точки зрения потенциала.

Итоги конференции послужат основой для дискуссий на сессии Исполнительного совета ВМО в 2021 году и на Всемирном метеорологическом конгрессе, который примет окончательное решение об обновлении политики ВМО в области данных.

Цитата
Петтери Таалас, генеральный секретарь ВМО:

  • Сообщество ВМО является пионером в области открытых данных. Мы обменивались данными даже в разгар холодной войны. Но времена изменились. Ответить на вызовы XXI века, такие как необходимость совершенствования обслуживания в форме заблаговременного предупреждения для смягчения усиливающихся воздействий экстремальных погодных явлений и уменьшения давления на ресурсы, можно только путем принятия политики обмена данными XXI века.

Полная версия: https://public.wmo.int/ru/media/пресс-релизы/на-эпохальной-конференции-по-данным-заложена-основа-для-изменений

2020 год близок к тепловому рекорду

По данным Всемирной метеорологической организации, период с 2011 по 2020 год станет самым теплым десятилетием за всю историю наблюдений, а самые теплые шесть лет — все годы начиная с 2015 года.

Глобальная средняя температура с января по октябрь 2020 года была примерно на 1,2 °C выше базового уровня 1850—1900 годов

Наиболее заметное потепление наблюдалось в северной Азии, особенно в Сибирской Арктике, где температура была выше средней более чем на 5 °С. Кульминация сибирской жары наступила в конце июня, когда 20 июня температура достигла 38,0 °С в Верхоянске, условно самого высокого известного значения в любой точке к северу от Северного полярного круга. Это послужило толчком к наиболее активному сезону лесных пожаров за 18-летний период, если оценивать с точки зрения выбросов CO2, высвобождаемых в результате пожаров.

Согласно предварительному докладу ВМО о состоянии глобального климата в 2020 году, температура океана находится на рекордном уровне, и более 80 % мирового океана испытало морскую волну тепла, что повлекло широкомасштабные последствия для морских экосистем.

В сентябре арктический морской лед достиг своего годового минимума, второго по величине в 42-летней истории спутниковых наблюдений. Площадь льда в Арктике в июле и октябре 2020 года была наименьшей за всю историю наблюдений.

События со значительными воздействиями и последствиями, включая экстремальную жару, лесные пожары и наводнения, а также рекордный сезон ураганов в Атлантике, затронули миллионы людей, усугубив угрозы, создаваемые пандемией COVID-19.

В первой половине 2020 года было зарегистрировано около 10 миллионов перемещений населения, главным образом в результате гидрометеорологических опасных явлений и стихийных бедствий, в основном в Южной и Юго-Восточной Азии и на Африканском Роге.
При этом пандемия COVID-19 добавила еще один уровень риска для операций по эвакуации, восстановлению и оказанию помощи. Например, на Филиппинах, несмотря на то, что более 180 000 человек были заранее эвакуированы перед тропическим циклоном Вонгфонг (Амбо) в середине мая, необходимость принятия мер по социальному дистанцированию означала, что жителей нельзя было перевозить в больших количествах, а эвакуационные центры можно было использовать только на половину мощности.
Несмотря на связанный с COVID-19 режим изоляции, концентрация парниковых газов в атмосфере продолжала расти, обрекая планету на дальнейшее потепление в течение жизни многих последующих поколений из-за долгого срока пребывания CO2 в атмосфере.

По мнению Международного валютного фонда, нынешний глобальный спад, вызванный пандемией COVID-19, затрудняет проведение политики, необходимой для смягчения последствий, но в то же время создает возможности для того, чтобы поставить экономику на более зеленый путь в целях увеличения инвестиций в «зеленую» и устойчивую государственную инфраструктуру, поддерживая тем самым ВВП и занятость на этапе восстановления.

Цитата
Петтери Таалас, генеральный секретарь ВМО:

  • Средняя глобальная температура в 2020 году должна быть примерно на 1,2 °С выше доиндустриального (1850—1900 гг.) уровня. Существует, по крайней мере, один шанс из пяти, что на какое-то время превышение составит 1,5 °C к 2024 году…Рекордно теплые годы обычно совпадали с сильным явлением Эль-Ниньо, как это было в 2016 году. Сейчас мы переживаем явление Ла-Нинья, которое оказывает снижающее воздействие на мировые температуры, но этого оказалось недостаточно для того, чтобы затормозить жару этого года. 2020 год, к сожалению, стал еще одним необычайным годом для нашего климата. Мы стали свидетелями новых экстремальных температур на суше, в море и особенно в Арктике. Стихийные пожары поглотили огромные территории Австралии, Сибири, Западное побережье США и Южную Америку, посылая шлейфы дыма по всему земному шару. Мы стали свидетелями рекордного числа ураганов в Атлантике, в том числе беспрецедентных ураганов четвертой категории в Центральной Америке в ноябре. Наводнения в некоторых частях Африки и Юго-Восточной Азии привели к массовому перемещению населения и подорвали продовольственную безопасность миллионов людей.

Полная версия: https://public.wmo.int/ru/media/пресс-релизы/2020-год-близок-к-тому-чтобы-стать-одним-из-трех-самых-теплых-лет-в-истории

Климатическое обслуживание в 2020 году и влияние стихийных бедствий на жизнь людей

За последние 50 лет более 11 000 бедствий были вызваны погодными, климатическими и связанными с водой опасными явлениями, в результате которых погибли 2 миллиона человек и был нанесен экономический ущерб в размере 3,6 триллиона долларов США. Хотя за этот период среднее число погибших в результате каждого стихийного бедствия сократилось на треть, число зарегистрированных стихийных бедствий увеличилось в пять раз, а экономический ущерб, согласно подготовленному несколькими учреждениями новому докладу — в семь раз.

Экстремальные погодные и климатические явления стали более частыми, интенсивными и суровыми в результате изменения климата и непропорционально сильно ударили по уязвимым сообществам. Тем не менее, согласно докладу «Состояние климатического обслуживания в 2020 году», каждый третий до сих пор недостаточно охвачен системами заблаговременных предупреждений.

В 2018 году 108 миллионам людей во всем мире потребовалась помощь международной гуманитарной системы в связи с последствиями штормов, наводнений, засухи и стихийных пожаров. В докладе сказано, что согласно оценкам, к 2030 году это число может вырасти почти на 50 %, а потери составят около 20 миллиардов долларов США в год.

В докладе подчеркивается необходимость перехода к прогнозированию на основе воздействий — эволюции от «какой будет погода» к «что погода сделает», чтобы люди и предприятия могли действовать заблаговременно на основе предупреждений.

В докладе о состоянии климатического обслуживания в 2020 году содержится 16 различных тематических исследований, посвященных успешным системам заблаговременных предупреждений об опасностях, включая тропические циклоны и ураганы, наводнения, засухи, волны тепла, лесные пожары, песчаные и пыльные бури, пустынную саранчу, суровые зимы и вскрытие ледниковых озер.

Хорошая новость заключается в том, что климатическое финансирование достигло рекордного уровня, впервые преодолев отметку в полмиллиарда долларов США в 2017—2018 годах. Однако это все еще далеко от того, что требуется в рамках сценария 1,5 °C. Оценки учитывают, что на период 2020—2030 годов потребуется 180 миллиардов долларов США в год, как предположила Глобальная комиссия по адаптации.

Полная версия: https://public.wmo.int/ru/media/пресс-релизы/доклад-о-состоянии-климатического-обслуживания-в-2020-году-от-заблаговременных

« Предыдущие записи