АМСГ “Апатиты”

Краткая историческая справка

Авиационная метеорологическая станция (гражданская) «Апатиты»

       Основой Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) является сеть гидрометеорологических станций.

      Одна из многих – авиационная метеорологическая станция гражданская (далее-АМСГ) «Апатиты», которая является непосредственным преемником агроклиматической  станции «Индустрия», расположенной за Полярным кругом.

История станции

      Бурное освоение Заполярья в 30-е годы сдерживалось отсутствием регулярной связи между населенными пунктами, разбросанными по всему Кольскому полуострову, и только при помощи авиации могли быть решены вопросы, связанные с логистикой для отдаленных факторий. А самое главное – развитие авиационного транспорта в первую очередь требовали стройки в Хибинах и Монче – тундре, а также геологические экспедиции, которые с каждым годом расширяли фронт работ на Кольском полуострове.

      18 июня 1931 года президиум Мурманского окрисполкома счел необходимым ходатайствовать перед Всесоюзным обществом Гражданского воздушного флота об ассигновании в 1931 году средств на строительство линий Ленинград – Мурманск, Мурманск – Архангельск, а также местных авиалиний: Мурманск – Ловозеро, Умба-Кузомень, Мурманск – Нотозеро, Мурманск – Озерко.

      Кроме того, комиссия Мурманского окрисполкома обязала основные хозяйственные организации Мурманского округа представить все расчеты по использованию авиации.

       Постановление президиума Мурманского окрисполкома фактически положило начало рождению авиации на Кольском полуострове. 

План окрестностей гидрометеостанции

       При горно-химическом тресте «Апатит» было создано авиационное звено, местом базирования которого был выбран поселок Тик-Губа, расположенный в центре полуострова, на восточном берегу озера Имандра, вблизи железной дороги и основных промышленных районов. Кроме того, здесь была прекрасная взлетно-посадочная полоса водной поверхности, защищенная от всех ветров, низкие сухие берега.

Тик-Губа

По указанию Сергея Мироновича Кирова в 1933 году авиационному звену было выделено три гидросамолета – трехместные летающие лодки «Ш-2» (в народе – «шаврушки»), которые и стали первыми гражданскими крылатыми машинами в Заполярье.

К этому периоду были намечены три местные воздушные линии, по которым должны были летать «шаврушки»: первая – Мурманск – Рестикент – Гирвас – Ена – Зашеек; вторая – Мурманск – Пулозеро – Ловозеро – Краснощелье – Каневка – Поной – Иоканга; третья – Мурманск – станция Апатиты-Капустные озера – Умба – Кузомень.

Практически к середине 1934 года все перечисленные трассы уже были облетаны  и подтверждена их жизнеспособность. Однако большой трудностью для полетов было отсутствие метеорологического обеспечения.

         Военно-воздушная метеорологическая служба в СССР была создана в 1926 году, в 30 годы новой задачей для советских гидрометеорологов была организация метеообеспечения полетов бурно развивающей гражданской авиации.

Паспорт гидрометеорологической станции

         15 июля 1932 г. Ленинградским управлением Гидрометслужбы СССР создается агроклиматическая станция «Индустрия» 3 разряда (союзный номер 136220) на западной окраине поселка Апатиты при станции Апатиты Мурманской железной дороги на территории совхоза «Индустрия».

        Станция осуществляла как агрометеорологические наблюдения, так и метеорологические наблюдения за фактической погодой, которые проводились в основные сроки 07, 13, 21 час, а начиная с 1936 г. – добавились сроки 01ч, 19 ч., за атмосферными явлениями  фактической погоды наблюдали и между сроками.

         На метеоплощадке станции были установлены термометры: сухой, смоченный, минимальный, максимальный, гигрометр, дождемер, флюгер Вильда на высоте 14 м, в зимнее время устанавливались снегомерные рейки.

Штат станции

         Первыми наблюдателями на станции работали Недельская М.В., Штальберг Е.А., а позднее Григер В.В., Труфанов А.С., Сергеева М.Г., Кирсанова Е.Д., Кондырин В.В., Светлова М.В., Выборных А.Г., Дорохов А.И., Медведева П.Б, Радайкина З.В., Радайкин М.П., Березкин В.И., Горовая С.Д.

Таблица метеорологических наблюдений

         Выяснить сведения о начальнике станции «Индустрия» с 1932 г. не удалось, т.к. в таблицах метеорологических наблюдений  ТМ-1 графа о начальнике станции до 1936 г. оставалась не заполненной. Только в 1936 г. появилась официальная информация – Радайкин  Модест Пантелеймонович, хотя мы видим, что его фамилия упоминается в списке наблюдателей. Радайкин М.П. руководил работой станции вплоть до 1942 года – до слияния с АМСГ Апатиты.

         Метеорологическая информация о погоде со станции «Индустрия» принималась во внимание при планировании и выполнении полетов «шаврушек».

         Однако изменчивая погода Кольского полуострова, а также расположение станции не могли в должной мере содействовать безопасности полетов как при взлете/посадке, а уж, что говорить о полетах по маршрутам. Нередко, экипаж на маршрутах «встречал» низкую облачность, снежные заряды, метели, а частые туманы внезапно закрывали огромную площадь тундры и прибрежную часть полуострова.

Метеонаблюдатели АМС Тик-Губа 50-60-е годы

         Бурное освоение Кольского полуострова вызвало необходимость создания за Полярным кругом более крупного авиационного подразделения, и такое подразделение было создано, 235-й авиаотряд. В январе 1937 года отряд разместился, в поселке Тик-Губа – там, где находилось авиационное звено.

          По сравнению с другими местами Кольского полуострова погода в Тик – Губе характеризовалась более устойчивыми процессами: горы надежно защищали этот район от северных ветров. И, наконец, в Тик – Губе, уже имелась небольшая авиационная база, а трест – государственный горно-химический комбинат «Апатит», как никто другой из заказчиков, обещал отряду деловую помощь.

          В сжатые сроки с января по июнь 1937 г. отряд провел организационно-технические мероприятия на аэродроме и был готов приступить к полетам. Однако встал вопрос регулярного метеорологического обслуживания полетов авиации.

          Особенности авиационной синоптики состояли в необходимости учета средне – и мелкомасштабных процессов по трассе полетов. Требовалось предсказывать местные явления, изменения облачности, возникновения гроз, туманов, резкую смену погодных условий во фронтальных зонах. Для таких прогнозов недостаточно было метеорологической информации, предоставляемой существовавшей станцией «Индустрия».

Тик-Губа

           В июне 1937 г. на аэродроме Тик – Губа была организована первая на Кольском полуострове метеорологическая станция в интересах авиации – АМСГ 3-го разряда Апатиты. АМСГ вошла в состав Главного управления Гидрометеорологической службы при Совете Народных Комиссаров СССР (ГУГМС при СНК СССР) в его Ленинградское управление.

            АМСГ располагалась в деревянном, сборном доме, принадлежащем 235-му авиаотряду, в котором метеорологи занимали 2 комнаты площадью 11.25 кв.м.

Приборы и оборудования, которые использовались при метеорологическом обслуживании полетов (сведения из паспорта станции):

№/№-Приборы и оборудования -Количество (шт.)-

1-Флюгер с легкой доской-2-

2-Барометр чашечный-1-

3-Анероид-1-

4-Дождемерный комплект-1-

5-Нефоскоп-1-

6-Высотомер-1-

7-Барограф недельный-1-

8-Барограф суточный-1-

9-Гигрометр волосной-1-

10-Термограф-2-

11-Плювиограф-1-

12-Анемометр-4-

13-Психрометрическая будка-2-

14-Рейки снегомерные-9-

15-Приемники-7-

16-Телефон-2-

17-Аккумуляторы кислотные-2-

18-Аккумуляторы щелочные-2-

19-Линейка Соколова-1-

20-Уровень-1-

           Однако, возвращаясь к архивным данным, связанными с метеостанцией «Индустрия» мы встречаем еще одну связь с АМСГ, а именно:

Сведения по оперативной работе АМСГ

«18.05.1940 года практикант-наблюдатель Обухова допущена к самостоятельной работе, 21.05.1940 года откомандирована в АМСГ Апатиты для осуществления оперативной работы». Таким образом, можно предположить, что наблюдателей (техников-метеорологов) для АМСГ готовила метеостанция «Индустрия».

          Шли годы, в интересах авиации 01.05.1941 г. наблюдатели АМСГ приступили к выпуску шар-пилотов, в сроки 06 ч, 12 ч., 18 ч. местного времени для определения скорости и направления ветра на различных высотах в атмосфере, высоты нижней границы облаков.

          Для обеспечения прогнозами погоды полетов гражданской авиации, необходимая метеорологическая информация поступала на АМСГ из Мурманского бюро погоды, которое было создано в 1932 году и входило также в состав Ленинградского управления. А в 1938 году на АМСГ Апатиты создается синоптическая группа, АМСГ переводится в статус АМСГ 2 разряда.

          На АМСГ в этот период работали старший гидрометнаблюдатель Сергеева М.Г., старший техник-синоптик Фокина В.А., старший радист Замятин Н.С. (сведения из архива), сведения о начальнике АМСГ, начиная со дня основания, в архиве не найдены. 

          В небе Заполярья раньше, чем где бы то ни было, запахло военной грозой, с 17 июня 1942 года самолеты с черной свастикой регулярно начали появляться над Кольским полуостровом. И вот в ночь на 22 июня в Ура-Губе, Мурмашах и ряде других населенных пунктов взорвались первые вражеские бомбы.

          9 июля 1941 года народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко отдал приказ, в котором говорилось: «…личный состав ГВФ, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию…». А 15 июля было создано Главное управление Гидрометслужбы Красной Армии – куда вошли все подразделения гидрометслужбы, включая и АМСГ-2 Апатиты.

         Война застала метеорологов за обычной мирной работой, они вели наблюдения, предоставляли сводки и прогнозы погоды. Метеорологии, по определению, чужда война. Пожалуй, никакой другой вид человеческой деятельности так не нуждается в мире, как метеорология. Небо над планетой едино для всех, погода перемещается из одного места в другое, не считаясь с государственными границами, но война  перестала различать мирные и военные специальности.

         АМСГ становится одним из подразделений Управления гидрометеослужбы Северного Флота. Тяготы военной жизни сполна испытали на себе метеорологи АМСГ, война потребовала высочайшего напряжения всех сил и возможностей, но как следует из ежемесячных таблиц метеорологических наблюдений (ТМ-1) в эти трагические годы ни одного перерыва в работе АМСГ не было.

          По результатам наблюдений составлялись сводки о текущей погоде, по запросам передавались по телефону в Кировск, Африканду, метеобюро Кандалакша.

          Кроме того, были организованы дополнительные наблюдения (авиасроки) через 2 часа, за 30 мин до четного часа по московскому времени, за следующими метеопараметрами:

  • видимостью;
  • облачностью;
  • температурой воздуха;
  • давлением;
  • влажностью;
  • атмосферными явлениями

           В архиве ФГБУ «ГГО им. Воейкова» сохранились сведения за военные годы об оперативной работе синоптической службы АМСГ 2 разряда Апатиты.

          Синоптики АМСГ в тяжелейших условиях, используя метод «обрезанной карты» (т.к. отсутствовали данные о погоде из Западной Европы), зачастую без связи, составляли прогнозы погоды для района Апатит, выпускали бюллетени с  консультациями о синоптических процессах, прогнозы погоды на сутки, по маршрутам полетов, штормовые предупреждения, которые передавались в бюро погоды Мурманск, службу погоды Полярное, Колэнерго, государственный горно-химический комбинат «Апатит», управление Кировской ЖД, отряд НКВД.

           При наличии связи синоптические карты составлялись в сроки 07 и 19 час., по данным, получаемым по радио из Москвы, Свердловска, Архангельска, кольцевые карты погоды – в 06, 08, 14 час., и по мере надобности по данным по радио из Архангельска, телефону из Мурманска, эмаграммы –  по радиозонду Полярное.

           АМСГ обслуживала трассы и маршруты, по которым осуществляли вылеты боевых экипажей, а также и гражданские полеты.

№/№-Трассы, маршруты-Длина трассы (км)

1-Апатиты – Архангельск-600

2-Апатиты – Умба-130

3-Апатиты – Ловозеро-125

4-Апатиты – Краснощелье-245

5-Апатиты – Кондалакша-80

6-Апатиты – Пулозеро-90

7-Апатиты – Кузомень-270

8-Апатиты – Беломорск-452

9-Апатиты – Африканда-30

10-Апатиты – Кировск-20

11-Апатиты – Лоуки-120

12-Апатиты – Мончегорск-50

           20 октября 1942 года агроклиматическая станция «Индустрия» была перенесена на территорию аэропорта Апатиты и вошла в состав существующей АМСГ Апатиты.  

          12 февраля 1943 года на АМСГ был установлен плювиограф Гельмана, позднее, начались наблюдения 4 раза в сутки в сроки 01, 07, 13, 19 часов за температурой воды на озере Имандра.

          В годы войны на АМСГ работали:

  • синоптики – Абрамова Е.Н., Рогаленко (инициалы не известны);
  • старший техник-синоптик – Фокина В.А., Родина М.В. Камелина З.В.;
  • старший гидрометнаблюдатель – Сергеева М.Г.;
  • старший наблюдатель – Булавина С.С.;
  • наблюдатели –  Владимирова А.В., Куроптева Т.Ф., Гиро Ю.М., Самоделова Е.В., Сыркина М.Е., Кокшарова Н.А.;
  • гидрометнаблюдатели – Никитенко Т.Я., Лисеенко М.Г., Розанова В.А.,  Чистякова Н.М.;
  • старший радист Замятин Н.С.

         По документам АМСГ с 1 января 1943 г. начальником АМСГ Апатиты является Кропачев Лев Николаевич (возможно, предположить, что в конце 30-начале 40 х годов он был начальником АМСГ???). С 12 марта 1943 года по 4 апреля 1945 года начальником АМСГ была назначена Абрамова Елизавета Николаевна, которая ранее работала синоптиком сектора службы погоды Мурманск, руководителем оперативной синоптической группы в Мурманске.

       За мужество, проявленное при выполнении производственных заданий в период 1941-1945 гг., многие сотрудники АМСГ были награждены Медалью «За оборону Советского Заполярья», среди них:

– Абрамова Елизавета Николаевна, начальник АМСГ – за обеспечение прогнозами погоды, синоптическими консультациями и штормпредупреждениями Красной Армии и Военно-Воздушных сил;

– Владимирова Александра Владимировна, наблюдатель – за оперативное обеспечение сводками о текущей погоде подразделений Северного Флота и Красной Армии;

– Замятин Николай Сергеевич, радист – наноситель – за оперативное обеспечение сводками о текущей погоде подразделений Северного Флота и Красной Армии;

– Родин Петр Васильевич, техник-агрометеоролог – за оперативное обеспечение сводками о текущей погоде подразделений Северного Флота и Красной Армии;

– Розанова Валентина Александровна, гидрометнаблюдатель – за оперативное обеспечение сводками о текущей погоде подразделений Северного Флота и Красной Армии;

– Степанова Вероника Михайловна, инженер-синоптик – за обеспечение прогнозами погоды, синоптическими консультациями и штормпредупреждениями Красной Армии и Военно-Воздушных сил;

– Чистякова Нина Михайловна, гидрометонаблюдатель – за обеспечение радиоприема и радиопередачи гидрометеорологических сводок для нужд Красной Армии, и Северного Флота.

          Несмотря на тяжелые годы в августе 1945 года на АМСГ проходили практику ученики-курсанты (из каких организаций в документах не указано) Иванова, Орлова, Андреев, Капроева, Шевелева!!!!

             После окончания военных действий в Заполярье аэропорт, а с ним и АМСГ, тяжело восстанавливались, многие специалисты продолжали участвовать в боевых действиях, многие погибли, но те немногие кто работал, прилагали неимоверные усилия.

          С 05 апреля 1945 года по декабрь 1950 года начальником АМСГ был  назначен Григорьев Михаил Иванович.

          19 августа 1947 года на метеоплощадке  АМСГ был установлен ветрочет Третьякова для расчета боковой составляющей ветра относительно ВПП, а 23 сентября – флюгер с тяжелой доской на вышке здания АМСГ.

           Начиная с 1948 года, в период полярного дня, АМСГ приступила к осуществлению метеорологического обслуживания полетов в ночные часы.

          В декабре 1950 года АМСГ руководил Сараев Николай Константинович, в этой должности он работал до конца сентября 1952 года, а в октябре 1952 года на должность начальника АМСГ был направлен Андриевский Юлиан Иванович, работавший ранее начальником АМСГ «Калининград». Юлиан Иванович имел опыт работы по специальности с 1939 года, в 1962 году был переведен на должность начальника вновь созданной АМСГ «Мурмаши»,  где проработал до 1976 года вплоть до выхода на пенсию. В 1980 году Юлиан Иванович Андриевский–за преданность своей профессии был занесен в Почетную книгу  Мурманского авиапредприятия.

        В послевоенный период на АМСГ пришли новые сотрудники Шипарева А.П., Сидорова В.А., Иванов Н.В., Коровкина П.М., Дорогова В.П., Авдонина, Орлова П.М., Афанасьева В.Т., Чубарова А.В., Митяева М.К., Матусевич Т.С., Котова А.А., Гусева Г.И.

       С приходом новой авиационной техники остро встал вопрос реорганизации сети местных воздушных линий, возникла острая необходимость в создании современной аэропортовой инфраструктуры. Все это послужило основанием для освоения авиаторами аэропорта Кировск, который в 1963 году начал свою работу, а аэропорт Тик-Губа прекратил свое существование, выполнив задачу.

       АМСГ «Апатиты» была реорганизована в АМСГ «Кировск» 3 разряда с круглосуточным режимом, структура АМСГ состояла из группы метеонаблюдений, синоптической группы, радиоаппаратной.

          В АМСГ появились средства измерений метеорологических параметров, новые виды метеоинформации, представленные в новых форматах. В это время начальником АМСГ «Кировск» была Шипарева А.П.

Коллектив АМСГ Кировск 80-е годы

          Работа авиационных метеорологов высоко оценивалась экипажами воздушных судов, руководством авиапредприятия, которые всегда могли получить заблаговременно точные прогнозы погоды, оповещения о сложных погодных условиях, на основании которых принимались эффективные решения, связанные с оперативной деятельностью авиапредприятия.

Зайцева Елизавета Павловна (начальник АМСГ 70-90-е годы)

           Прошло 30-лет…, однако авиационные метеорологи продолжали осуществлять  метеообеспечение полетов в аэропорту, но уже под руководством нового начальника АМСГ, Зайцевой Елизаветы Павловны, которая работала в этой должности вплоть до 1997 года.

           Аэропорт Кировск уже с трудом справлялся с пассажирской загрузкой, не соответствовал новым типам воздушных судов, их задачам, планам развития Заполярья. А самое главное – горы не позволяли продлить взлетно-посадочную полосу, было принято решение построить на новом месте новый аэропортовый комплекс.

           20 января 1994 года состоялась презентация нового аэропорта, который получил название Хибины, аэропорт по своим показателям соответствовал Мурманскому аэропорту, в течение 1994 года был получен статус международного. А АМСГ, в очередной раз, переводится на новое место и реорганизуется. 1 июля 1994 года АМСГ «Кировск» 3 разряда получает название – АМСГ «Хибины» 2 разряда.

           Начавшаяся в стране перестройка сильно осложнила положение аэропорта. В 1996 году полеты в аэропорту прекратились, аэропортовая жизнь замерла. Полеты производились только в аэропорту Мурманск, что доставляло большие неудобства жителям Заполярья. Комбинат «Апатит» очередной раз полностью взял на себя финансирование аэропорта, который получил название ОАО «Аэропорт».

           В январе 1997 года АМСГ ушла из-под крыла Росгидромета, в связи с отсутствием финансирования со стороны Росгидромета и вошла в состав авиапредприятия ОАО «Аэропорт» как служба метеообеспечения аэропорта. Метеооборудование для наблюдений за фактической погодой было выкуплено у Мурманского УГМС. В составе службы осталось 4 сотрудника – 2 техника-метеоролога, 2 синоптика. Работа службы метеообеспечения осуществлялась под планы полетов, которых  осталось совсем немного.

Коллектив службы метеообеспечения ОАО “Аэропорт” 2007 год

         Постепенно аэропорт возвращался к жизни, увеличилось количество регулярных рейсов – на Москву, Ленинград, а летом – Сочи, Анапу. Численность метеослужбы увеличилась до 7 человек.

         Со временем  метеооборудование физически устарело, средств на его обновление у ОАО «Аэропорт» не находилось, появились сложности с сертификацией аэродрома, в части «метео», руководством ОАО «Аэропорт» было принято решение обратиться в адрес Росгидромета для передачи АМСГ в состав Росгидромета, мотивируя непрофильной деятельностью АМСГ для ОАО «Аэропорт».

Обслуживание метеорологических датчиков 2021 год

         01 июня 2011 года служба метеообеспечения из состава аэропорта Апатиты (Хибины) была передана Северо-Западному филиалу ФГУ «Авиаметтелеком» и к ней вернулось ее историческое название, принятое в подразделениях Росгидромета, АМСГ «Апатиты», специалисты  АМСГ были приняты на работу в филиал.

           На 01.06.2011 года АМСГ – 3 «Апатиты» начальником АМСГ была Елизарова Н.И., в состав входили – 3 синоптика Брызгалова Т.Б., Выхристюк Р.И., Баутина (Добрякова) Е.В., 2 техника-метеоролога- Филаретова В.П., Филаретова Н.В.

Рабочее место 2022

         Филиал оснастил АМСГ новым метеоборудованием, позволяющим быстро и качественно проводить автоматические метеонаблюдения, предоставлять авиапользователям необходимую информацию в режиме он-лайн, произвел капитальный ремонт помещений АМСГ.

Елизарова Наталья Ивановна (начальник АМСГ с 2011 до 2019 года)

         В рамках производимой оптимизации в Северо-Западном филиале с 1 января 2013 года функция прогнозирования по аэродрому Апатиты была передана АМСГ-1 «Мурманск», а АМСГ «Апатиты» стала осуществлять только наблюдения за фактической погодой на аэродроме и его окрестностях и доводить до авиапользователей метеорологическую информацию. Разряд АМСГ был понижен до 4.

       АМСГ «Апатиты» прошла долгий и славный путь: от основания в 30-х годах, через военные и послевоенное годы, стремительное развитие в 70-80-х годах, неблагоприятные 90-е и до обновления и модернизации сегодняшнего дня.

         На сегодняшний день штатная численность АМСГ- 4 “Апатиты” – 6 человек, средний возраст 39,5 лет.

        Состав АМСГ:

Коллектив АМСГ-4 Апатиты 2022
  • Добрякова Елена Владимировна – начальник АМСГ;
  • Филаретова Наталья Вячеславовна – техник-метеоролог 1 категории;                       
  • Смагина Ольга Сергеевна – техник-метеоролог 1 категории;
  • Свиридова Наталья Витальевна – техник-метеоролог 2 категории;
  • Грибанова Анастасия Михайловна – техник-метеоролог 1 категории;
  • Зайчиков Антон Павлович – инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем 1 категории
Добрякова Е.В. (начальник АМСГ на нынешний момент)

        Сегодня на АМСГ-4 “Апатиты” авиаметеорологическое обеспечение полетов осуществляется посредством комплекса автоматизированной системы метеорологического обеспечения (АСМО), в состав которой входит автоматизированная метеорологическая измерительная система, обеспечивающая автоматическое измерение, сбор, обработку, распространение и отображение в режиме реального времени метеорологических параметров текущей погоды, влияющих на посадку и взлет ВС, средства телекоммуникации – ПАК Юнимас.

        85 лет – зрелый возраст, за ним стоят успехи созидания, творческий поиск, осмысление пройденного пути и планирование дальнейшего развития. АМСГ по праву может гордиться яркими страницами своей биографии, именами тех, кто стоял у истоков ее создания, кто обеспечивает ее авторитет и востребованность сегодня.

Примечания.

         1 В исторической справке описаны этапы развития как станции «Индустрия», так и АМСГ Апатиты, т.к. они были первыми в 1932 году, кто стоял у истоков метеорологического обеспечения гражданской авиации на Кольском полуострове.

        2 Справка составлена по материалам архива ФГБУ «Главной Геофизической обсерватории им. Воейкова», ФГБУ «Мурманское УГМС», книжного издательства, 1980, 128 с. Головенков М. В. «Им покоряется небо». 3 Кроме того, необходимо отметить, что в годы войны здания УГМС не раз подвергались авианалетам и сохранились (лишь частично) документы по личному составу с 1938 года.