АМСГ “Калининград”

Фото с сайта ru.wikipedia.org

Историческая справка

Из Кенигсберга  (Калининград) 30 апреля 1922 года стартовал первый самолет  в Москву.

Авиалиния Кенигсберг-Москва была первой регулярной международной авиалинией в России еще до создания отечественной гражданской авиации. С Дерулюфтом связаны имена известных пилотов Германии и России.

Это И. Ф. Воедило – первый из советских летчиков начал полеты в Кенигсберг, Н. П. Шебанов и Ю. И. Арватов; И. Штольброк — первый в Дерулюфте налетал 100 000 км, В. Гофман — во время войны совершил последний пассажирский рейс из блокированного Кенигсберга и вывез из окружения 40 мирных жителей, В. Оттенберг и многие другие.

Сегодня полет из Калининграда в Москву занимает менее 2-х часов на комфортабельном лайнере и уже трудно представить, что в 20-е годы это расстояние преодолевалось за 9 часов летного времени на небольших примитивных самолетах. Будет интересно взглянуть на то, как выглядело это место в период своего расцвета.

Главное здание

Главное здание

Создание совместного Русско-Германского общества воздушных сообщений Дерулюфт с уставным капиталом 250 тыс. золотых рублей.

Первыми директорами общества были назначены П. Фетте (Берлин) и Е. Гвайта (Москва). Базовым аэродромом общества был выбран Кенигсберг. Первыми самолетами были 10 Фоккеров F III, оснащенные российскими регистрационными знаками с РР1 по РР10. 30.04.1922 — Первый полет по линии Дерулюфта Кенигсберг-Москва с посадками в Ковно и Смоленске на самолете Фоккер F III РР1 под управлением немецкогопилота Э. Юста.

2В 1921 в Девау открылась метеослужба, ставшая первой в мире стационарной авиационной метеослужбой.

 Официальное открытие в Москве авиалинии Кенигсберг- Москва, которая стала первой регулярной международной авиалинией в России. В этот день самолет Дерулюфта сделал несколько показательных полетов над Москвой в сопровождении военной эскадры.

3Первый полет самолета Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг под управлением русского летчика И. Ф. Воедило. С этого времени полеты на авиалинии выполнялись два раза в

4

 неделю в обоих направлениях, расстояние около 1200 км преодолев

Одним из первых пассажиров авиалинии стал русский поэт Сергей Есенин, который вместе с Аседорой Дункан прилетел самолетом Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг.алось за 8 часов 45 минут летного времени.

03.07.1923

5 6Пассажиром авиалинии был поэт Владимир Маяковский, под впечатлением от этого полета написано стихотворение «Москва- Кенигсберг». Повторно поэт воспользовался авиалинией Дерулюфта.

Частота полетов на авиалинии Дерулюфта Кенигсберг-Москва в обоих направлениях увеличилась до 6-ти раз в неделю.

7

Первая катастрофа самолета ДерулюфтаФоккер F III из-за тумана на пути из Москвы в Кенигсберг. Погиб немецкий пилот Отто Штегер.

8

Среди пассажиров авиалинии Кенигсберг-Москва был известный немецкий спортсмен-планерист Ф. Шульц, который в составе спортивной команды направлялся в СССР на соревнования.

9

Открыт первый почтовый авиарейс Кенигсберг-Москва через Ригу, в этом году через эту авиалинию перевезено самое большое количество почты в Европе.

10 11 12

Маршрут на линии Кенигсберг-Москва был изменен и стал проходить через Ковно-Великие Луки. 

1935 — Балтийский экспресс стал проходить по новому маршруту: Кёнигсберг-Тильзит-Каунас-Рига-Таллинн-Ленинград.

Осенью 1945 года принято решение о создании аэропорта в городе Кенигсберге, эту роль начал выполнять Девау. Датой образования аэропорта является 8 октября 1945 года. Здесь была создана АМСГ-3 с группой наблюдателей и группой синоптиков. С появлением реактивных самолетов встала необходимость в другой полосе, поэтому для этих целей решено использовать аэродром Храброво.

20 марта 1962 года в аэропорту  Калининград (Храброво) приземлился первый самолет Ан-10, открывший линию Москва-Минск-Калининград, перевозивший до 100 пассажиров и 3500 кг груза со скоростью 600 км/час. Аэродром стал использоваться совместно с военными. Была создана  оперативная группа наблюдений, наблюдения проводились на оборудовании военных. Синоптики продолжали работать в Девау.

С введением второго аэродрома начался рост объемов перевозок пассажиров Областной центр Калининград с населением 350 тысяч человек был связан прямыми рейсами с городами: Москва, Ленинград, Киев, Минск, Симферополь, Кишинев, Рига, Таллинн, Одесса, Сочи, Вильнюс, Клайпеда.

В июне 1970 года введено в эксплуатацию здание пассажирского павильона с пропускной способностью 150 пассажиров  в час. В этом же году отправки пассажиров составили 155 тысяч человек.

 В 1973 году началось строительство нового аэровокзала аэропорта Храброво, а также реконструкция взлетной полосы и рулежных дорожек. Длина взлетно-посадочной полосы была увеличена до 2500 метров.

В сентябре 1976 года АМСГ полностью переехало в Храброво.

17 июля 1979 года состоялось торжественное открытие первой очереди нового комплекса Калининград. Город получил современное здание пассажирского аэровокзала, который успешно справился с пиком воздушных перевозок в 80-х годах.

 29 марта 1989 года аэропорту был присвоен статус международного для выполнения чартерных полетов. Пропускная способность аэропорта 400 пассажиров в час. ВПП размером 60×2500 м позволяет принимать самолеты с взлетной массой более 100 тонн. Радиотехническое оборудование аэродрома обеспечивает посадку воздушных судов по минимуму I категории ИКАО.

В начале 2000-х годов руководством ОАО «Калининградавиа» была принята грандиозная программа качественного преобразования всего аэропортового комплекса: реконструкция пассажирского терминала, который сможет обслуживать свыше 2,5 миллионов пассажиров в год и будет соответствовать самым высоким международным требованиям

После  обращения руководства ФГУП «Калининградавиа» к Руководителю Росгидромета о передаче службы АМСГ в состав Росгидромета  произошла передача АМСГ Калининград в состав Северо-Западного филиала  АНО «Метеоагентство Росгидромета».

1 августа 2009 года  –  новое рождение АМСГ.

АМСГ возглавляла – начальник АМСГ  Ковалева Полина Александровна, штат АМСГ на момент перехода состоял из  24  человек.

АМСГ занимало 3 кабинета в старом здании КДП, в котором располагались синоптики, начальник АМСГ, прибористы.

Техники – метеорологи находились в 1 комнате на ОПН, там же  была расположена метеорологическая площадка.

Оперативная деятельность осуществлялась при помощи следующих технических средств.

Наблюдения за фактической погодой-

  • Первичные измерительные преобразователи метеорологической дальности видимости типа ФИ-3, год выпуска  – компл.;
  • Первичные измерительные преобразователи метеорологической дальности видимости типа ФИ-2, год выпуска  – компл.;
  • Дистанционные первичные измерители ВНГО (вертикальной видимости) типа ДВО-2-      год выпуска  2008, компл.;
  • Датчики параметров ветра  типа М-63;
  • АИУ – 3 шт.

            В группе синоптиков использовалось АРМ ГИС МЕТЕО старой версии.

В 2009 году была приобретена приемо-передающиий комплекс АПК МИТРА ГИС  (новая версия).

              В 2010 году в возрасте  70 лет на заслуженный отдых ушла начальник АМСГ Ковалева П.А.

В июне 2010 года  была произведена приемка измерителей ветра ИПВ -01.01, – 3 компл, первичные измерительные преобразователи метеорологической дальности видимости типа ФИ-2 –  2 компл.

В июле 2010 года была  приобретена, установлена и введена в эксплуатацию АМИИС КРАМС-4, в которую были включены все имеющие метеорологические датчики,   а также новые  финские  датчики  РТВ220,  НМР45D и с этого периода техники-метеорологи перешли на автоматические наблюдения.

25.04.2011года  на вертолетной площадке г. Пионерский была установлена измерительная система «Мини-КРАМС» в составе:

  • центральной системы 1 к-т, измеритель дальности видимости  типа FD-12,
  • измеритель высоты ВНГО  типа CL-31,
  • измеритель параметров ветра типа  WAA-151/WAV-151,
  • измеритель температуры и влажности воздуха  типа HMP-45D,
  • измеритель атмосферного давления типа PTB-220.

Наблюдения  на площадке осуществляются автоматически диспетчерами Калининградского Центра ОВД, обслуживание полетов производится по площадным прогнозам. Если вылеты происходят с аэродрома полетная документация выдается на АМСГ, при вылете свертолетной площадке по телефону или по ГГС через диспетчера Калининградского Центра.

В марте  2012 года  для АМСГ приобретены и установлены  на аэродроме Калининград (Храброво) измерители видимости фирмы ВайсалаFD -12 – 2 компл.,  FD- 12P- 1 компл.

01 сентября  2012 года была установлена и принята в эксплуатацию автоматизированная система  АИС «МетеоСервер».

С 1 февраля 2013 года приступили к техническому обслуживанию метеооборудования  посадочной площадки для вертолетов ФГБУ «ГК «Янтарь».

 08.10 2013 года  утверждено Климатическое описание аэродрома Калининград (Храброво) за период 2005-2009 гг.

21 октября   2013 года введена  в действие новая редакции Инструкции по метеорологическому обслуживанию полетов воздушных судов на аэродроме Калининград (Храброво).

Возглавляет АМСГ –Быков Максим Геннадьевич.