АМСГ “Калининград”
Историческая справка
Из Кенигсберга (Калининград) 30 апреля 1922 года стартовал первый самолет в Москву.
Авиалиния Кенигсберг-Москва была первой регулярной международной авиалинией в России еще до создания отечественной гражданской авиации. С Дерулюфтом связаны имена известных пилотов Германии и России.
Это И. Ф. Воедило – первый из советских летчиков начал полеты в Кенигсберг, Н. П. Шебанов и Ю. И. Арватов; И. Штольброк — первый в Дерулюфте налетал 100 000 км, В. Гофман — во время войны совершил последний пассажирский рейс из блокированного Кенигсберга и вывез из окружения 40 мирных жителей, В. Оттенберг и многие другие.
Сегодня полет из Калининграда в Москву занимает менее 2-х часов на комфортабельном лайнере и уже трудно представить, что в 20-е годы это расстояние преодолевалось за 9 часов летного времени на небольших примитивных самолетах. Будет интересно взглянуть на то, как выглядело это место в период своего расцвета.
Создание совместного Русско-Германского общества воздушных сообщений Дерулюфт с уставным капиталом 250 тыс. золотых рублей.
Первыми директорами общества были назначены П. Фетте (Берлин) и Е. Гвайта (Москва). Базовым аэродромом общества был выбран Кенигсберг. Первыми самолетами были 10 Фоккеров F III, оснащенные российскими регистрационными знаками с РР1 по РР10. 30.04.1922 — Первый полет по линии Дерулюфта Кенигсберг-Москва с посадками в Ковно и Смоленске на самолете Фоккер F III РР1 под управлением немецкогопилота Э. Юста.
В 1921 в Девау открылась метеослужба, ставшая первой в мире стационарной авиационной метеослужбой.
Официальное открытие в Москве авиалинии Кенигсберг- Москва, которая стала первой регулярной международной авиалинией в России. В этот день самолет Дерулюфта сделал несколько показательных полетов над Москвой в сопровождении военной эскадры.
Первый полет самолета Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг под управлением русского летчика И. Ф. Воедило. С этого времени полеты на авиалинии выполнялись два раза в
неделю в обоих направлениях, расстояние около 1200 км преодолев
Одним из первых пассажиров авиалинии стал русский поэт Сергей Есенин, который вместе с Аседорой Дункан прилетел самолетом Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг.алось за 8 часов 45 минут летного времени.
03.07.1923
Пассажиром авиалинии был поэт Владимир Маяковский, под впечатлением от этого полета написано стихотворение «Москва- Кенигсберг». Повторно поэт воспользовался авиалинией Дерулюфта.
Частота полетов на авиалинии Дерулюфта Кенигсберг-Москва в обоих направлениях увеличилась до 6-ти раз в неделю.
Первая катастрофа самолета ДерулюфтаФоккер F III из-за тумана на пути из Москвы в Кенигсберг. Погиб немецкий пилот Отто Штегер.
Среди пассажиров авиалинии Кенигсберг-Москва был известный немецкий спортсмен-планерист Ф. Шульц, который в составе спортивной команды направлялся в СССР на соревнования.
Открыт первый почтовый авиарейс Кенигсберг-Москва через Ригу, в этом году через эту авиалинию перевезено самое большое количество почты в Европе.
Маршрут на линии Кенигсберг-Москва был изменен и стал проходить через Ковно-Великие Луки.
1935 — Балтийский экспресс стал проходить по новому маршруту: Кёнигсберг-Тильзит-Каунас-Рига-Таллинн-Ленинград.
Осенью 1945 года принято решение о создании аэропорта в городе Кенигсберге, эту роль начал выполнять Девау. Датой образования аэропорта является 8 октября 1945 года. Здесь была создана АМСГ-3 с группой наблюдателей и группой синоптиков. С появлением реактивных самолетов встала необходимость в другой полосе, поэтому для этих целей решено использовать аэродром Храброво.
20 марта 1962 года в аэропорту Калининград (Храброво) приземлился первый самолет Ан-10, открывший линию Москва-Минск-Калининград, перевозивший до 100 пассажиров и 3500 кг груза со скоростью 600 км/час. Аэродром стал использоваться совместно с военными. Была создана оперативная группа наблюдений, наблюдения проводились на оборудовании военных. Синоптики продолжали работать в Девау.
С введением второго аэродрома начался рост объемов перевозок пассажиров Областной центр Калининград с населением 350 тысяч человек был связан прямыми рейсами с городами: Москва, Ленинград, Киев, Минск, Симферополь, Кишинев, Рига, Таллинн, Одесса, Сочи, Вильнюс, Клайпеда.
В июне 1970 года введено в эксплуатацию здание пассажирского павильона с пропускной способностью 150 пассажиров в час. В этом же году отправки пассажиров составили 155 тысяч человек.
В 1973 году началось строительство нового аэровокзала аэропорта Храброво, а также реконструкция взлетной полосы и рулежных дорожек. Длина взлетно-посадочной полосы была увеличена до 2500 метров.
В сентябре 1976 года АМСГ полностью переехало в Храброво.
17 июля 1979 года состоялось торжественное открытие первой очереди нового комплекса Калининград. Город получил современное здание пассажирского аэровокзала, который успешно справился с пиком воздушных перевозок в 80-х годах.
29 марта 1989 года аэропорту был присвоен статус международного для выполнения чартерных полетов. Пропускная способность аэропорта 400 пассажиров в час. ВПП размером 60×2500 м позволяет принимать самолеты с взлетной массой более 100 тонн. Радиотехническое оборудование аэродрома обеспечивает посадку воздушных судов по минимуму I категории ИКАО.
В начале 2000-х годов руководством ОАО «Калининградавиа» была принята грандиозная программа качественного преобразования всего аэропортового комплекса: реконструкция пассажирского терминала, который сможет обслуживать свыше 2,5 миллионов пассажиров в год и будет соответствовать самым высоким международным требованиям
После обращения руководства ФГУП «Калининградавиа» к Руководителю Росгидромета о передаче службы АМСГ в состав Росгидромета произошла передача АМСГ Калининград в состав Северо-Западного филиала АНО «Метеоагентство Росгидромета».
1 августа 2009 года – новое рождение АМСГ.
АМСГ возглавляла – начальник АМСГ Ковалева Полина Александровна, штат АМСГ на момент перехода состоял из 24 человек.
АМСГ занимало 3 кабинета в старом здании КДП, в котором располагались синоптики, начальник АМСГ, прибористы.
Техники – метеорологи находились в 1 комнате на ОПН, там же была расположена метеорологическая площадка.
Оперативная деятельность осуществлялась при помощи следующих технических средств.
Наблюдения за фактической погодой-
- Первичные измерительные преобразователи метеорологической дальности видимости типа ФИ-3, год выпуска – компл.;
- Первичные измерительные преобразователи метеорологической дальности видимости типа ФИ-2, год выпуска – компл.;
- Дистанционные первичные измерители ВНГО (вертикальной видимости) типа ДВО-2- год выпуска 2008, компл.;
- Датчики параметров ветра типа М-63;
- АИУ – 3 шт.
В группе синоптиков использовалось АРМ ГИС МЕТЕО старой версии.
В 2009 году была приобретена приемо-передающиий комплекс АПК МИТРА ГИС (новая версия).
В 2010 году в возрасте 70 лет на заслуженный отдых ушла начальник АМСГ Ковалева П.А.
В июне 2010 года была произведена приемка измерителей ветра ИПВ -01.01, – 3 компл, первичные измерительные преобразователи метеорологической дальности видимости типа ФИ-2 – 2 компл.
В июле 2010 года была приобретена, установлена и введена в эксплуатацию АМИИС КРАМС-4, в которую были включены все имеющие метеорологические датчики, а также новые финские датчики РТВ220, НМР45D и с этого периода техники-метеорологи перешли на автоматические наблюдения.
25.04.2011года на вертолетной площадке г. Пионерский была установлена измерительная система «Мини-КРАМС» в составе:
- центральной системы 1 к-т, измеритель дальности видимости типа FD-12,
- измеритель высоты ВНГО типа CL-31,
- измеритель параметров ветра типа WAA-151/WAV-151,
- измеритель температуры и влажности воздуха типа HMP-45D,
- измеритель атмосферного давления типа PTB-220.
Наблюдения на площадке осуществляются автоматически диспетчерами Калининградского Центра ОВД, обслуживание полетов производится по площадным прогнозам. Если вылеты происходят с аэродрома полетная документация выдается на АМСГ, при вылете свертолетной площадке по телефону или по ГГС через диспетчера Калининградского Центра.
В марте 2012 года для АМСГ приобретены и установлены на аэродроме Калининград (Храброво) измерители видимости фирмы ВайсалаFD -12 – 2 компл., FD- 12P- 1 компл.
01 сентября 2012 года была установлена и принята в эксплуатацию автоматизированная система АИС «МетеоСервер».
С 1 февраля 2013 года приступили к техническому обслуживанию метеооборудования посадочной площадки для вертолетов ФГБУ «ГК «Янтарь».
08.10 2013 года утверждено Климатическое описание аэродрома Калининград (Храброво) за период 2005-2009 гг.
21 октября 2013 года введена в действие новая редакции Инструкции по метеорологическому обслуживанию полетов воздушных судов на аэродроме Калининград (Храброво).
Возглавляет АМСГ –Быков Максим Геннадьевич.