АМСГ “Псков”
75 лет авиационной метеорологической станции (гражданской) «Псков»
История авиационной метеорологической станции (гражданской) «Псков» неразрывно связана с аэродромом Кресты, который получил свое название по близлежащему населенному пункту Кресты.
Аэродром был построен в 1930-е годы для базирования авиации Ленинградского военного округа.
В годы Великой Отечественной войны во время нацистской оккупации Пскова (1941-1944) аэродром был захвачен фашистами, которые перед отступлением его разрушили практически полностью.
Возрождение Псковской области было затруднено из-за отсутствия транспортной инфраструктуры, поэтому восстановлению аэродрома придавалось большое значение. Однако в стране продолжались освободительные военные действия, и все ресурсы были направлены на фронт.
И только 1945 году, когда г. Псков был включён в число 15 древнейших городов России, подлежавших первоочередному восстановлению, было увеличено государственное финансирование, направленное, в том числе и на строительство аэропорта Псков (Кресты).
Аэропорт получает статус гражданского, и «Аэрофлот» начинает выполнять полеты на местных воздушных линиях (между городами и сельскими населенными пунктами Псковской, Новгородской, Великолукской областей).
А как летать «без погоды»? Невозможно! И 28 ноября 1946 года создается авиационная метеорологическая станция (гражданская) «Псков» (далее-АМСГ).
Первым начальником был Николай Ефимович Пантюхов, который руководил подразделением более 22 лет. Под его началом в тяжелейших условиях была организована АМСГ. Начались визуальные наблюдения за погодой, составление прогнозов по аэродрому и трассам полетов, консультации экипажей самолетов и диспетчеров УВД.
Метеообеспечение осуществлялось силами двух инженеров-синоптиков, трех техников-метеорологов и двух радиооператоров.
Метеорологическое и техническое оснащение было очень скромное: термометры, барометр, конус для определения направления и скорости ветра.АМСГ располагалась в немецком щитовом бараке, авиационные специалисты работали при свете керосиновых ламп.
Шли годы, развивался аэропорт – воздушные ворота старинного русского города Псков, а с ним – и авиационная метеорологическая станция.
В 1950 году была построена метеорологическая площадка, АМСГ присваивается 2 разряд, авиационные метеорологи начали проводить круглосуточные срочные наблюдения в режиме установленного времени, а в светлое время суток наблюдения проводились в интересах «Аэрофлота» в 00.00 каждого часа.
В феврале 1951 года для АМСГ предоставляется новое помещение, но опять-таки «на керосиновых лампах». Электропитание появляется через полгода, но от аккумуляторных батарей, а сетевое электроснабжение в помещении появилось только в январе 1954 года.
С 1957 года в аэропорту начались пассажирские перевозки в Москву и Ленинград, АМСГ начала оснащаться метеорологическими приборами.
В 1963 году приступили к приёму аэросиноптического материала на факсимильных аппаратах, кроме авиационных прогнозов синоптики начали выпускать прогнозы погоды для народного хозяйства по г. Пскову и Псковской области.
В 1967 году авиационные метеорологи наконец-то отпраздновали новоселье в новом трехэтажном благоустроенном кирпичном здании, где располагается, и по сей день.
Значительно расширилась география полётов. С 1969 года из аэропорта Псков стали осуществляться рейсы в города Белорусской, Латвийской и Эстонской ССР: Витебск, Минск, Ригу, Тарту, а также дальние рейсы – в Киев, Харьков, Симферополь, Кировск и другие города СССР. Объёмы перевозок выросли, в связи, с чем потребовалась организация круглосуточного метеообеспечения и дополнительное метеорологическое оборудование.
С августа 1987 года начальником АМСГ была назначена Петрова Людмила Ивановна, которая проработала в данной должности 26 лет. Людмила Ивановна была предана своей профессии, была сердцем и душой АМСГ.
За заслуги и многолетнюю плодотворную деятельность в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в соответствии с приказом Руководителя Росгидромета № 442/к от 19.05.2008 г. Людмила Ивановна была награждена нагрудным знаком «Почетный работник гидрометслужбы России».
В 1994 году распоряжением правительства РФ аэропорту Псков присваивается статус международного, АМСГ приступила к метеорологическому обеспечению международной аэронавигации в соответствии с документами ВМО/ИКАО.
Дальнейшие события в истории АМСГ были вызваны общими негативными процессами, происходившими в стране, Росгидромете с конца 1990-х годов. И в июне 1994 года АМСГ вынуждена перейти в состав Псковского авиапредприятия для решения проблем авиаметеообеспечения и сохранения сотрудников.
Однако сохранить экономическую стабильность авиапредприятию не удалось, и 1 апреля 2006 года АМСГ «Псков» вошла в состав Северо-Западного филиала АНО «Метеоагентство Росгидромета».
Потребовалось немало времени и средств на восстановление полноценной деятельности АМСГ в соответствии с руководящими документами: была установлена АМИС КРАМС-4, приобретено новое метеооборудование, ПЭВМ, оргтехника; внедрены современные методы метеообеспечения. Специалисты стали получать своевременно достойную заработную плату.
В связи с проведенной оптимизацией в ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» с 1 октября 2013 года АМСГ «Псков» была переведена в 4-й разряд. Прогностическое метеообеспечение полётов на аэродроме, районе аэродрома Псков, по Псковскому МДП возложено на АМЦ «Пулково». АМСГ «Псков» проводит наблюдения за состоянием погоды на аэродроме, предоставляет метеоинформацию авиапользователям.
С 2019 года количество выполняемых рейсов на аэродроме неуклонно растёт, значительно выросло число пассажирских перевозок. Расширен штат сотрудников, теперь в составе АМСГ «Псков» трудятся начальник, инженер и шесть техников-метеорологов, средний возраст сотрудников – 44 года.
Прошло 75 лет. Сегодня АМСГ – 4 «Псков», которой руководит начальник Козлова Алла Владимировна, это комплекс современного оборудования и технологий, а также команда компетентных специалистов, которые пришли в 2019 – 2021 годах на смену метеорологам, которые проработали на АМСГ более 40 лет.
Авиационная метеорологическая информация, которая предоставляется авиационным пользователям, своевременна и достоверна; соответствует международным стандартам качества серии ISO 9001, содействует безопасности полетов гражданской авиации в метеорологическом отношении.