Шестьдесят лет назад, 21 августа 1963 года, произошла аварийная посадка самолета на Неву
До этого подобных случаев в истории гражданской авиации было всего семь. Раньше в похожих ситуациях были погибшие: даже если люди выживали непосредственно во время посадки, они тонули в воде, пока ждали спасателей, но в 1963 году в Ленинграде всё закончилось хорошо.
Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот» вылетел из Таллина в Москву утром 21 августа 1963 года. На борту находились 45 пассажиров и 7 членов экипажа. Проблемы начались вскоре после взлета: пилоты поняли, что носовое шасси заклинило и оно не убралось до конца.
Экипаж хотел сесть в эстонском аэропорту Юлемисте, но у погоды были другие планы: над взлетно-посадочной полосой сгустился туман. Лететь до самой Москвы в таком состоянии было опасно, поэтому диспетчеры дали команду посадить самолет в ленинградском Пулково.
Все экстренные службы аэропорта привели в боевую готовность: самолет должен был сесть на брюхо, поэтому не исключали возможность самого страшного — авиакатастрофы.
Лайнер шел на небольшой высоте и через два часа после взлета начал облетать город, вырабатывая топливо, — подобные меры нужны, чтобы минимизировать риск пожара.
Пока это происходило, экипаж пытался выпустить шасси обратно: его заклинило «на полпути». В полу лайнера проделали отверстие, через которое по шасси били длинным шестом — возможно, эти действия в дальнейшем сыграли свою злую шутку.
Лайнер начал падать прямо на петербургские крыши. Под угрозой оказалась одна из визитных карточек Петербурга — Исаакиевский собор.
Спустя еще час самолет выпустил достаточное количество топлива для того, чтобы попытаться сесть. Экипажу разрешили пролететь к Пулково через центр Ленинграда, но перед заходом на посадку произошла еще одна чрезвычайная ситуация: остановился двигатель.
Экипажу не оставалось ничего, кроме как приводниться на Неву. Падение было стремительным: в распоряжении пилотов было всего 14 секунд.
Командир экипажа Виктор Мостовой передал управление второму пилоту: Василий Чеченев уже имел опыт приводнения, потому что ранее служил в военно-морской авиации. Его навыки действительно пригодились: Ту-124 не ударился хвостом о воду и не ушел под нее целиком — именно такой исход мог бы привести к трагедии.
После приводнения все среагировали так же быстро: находившийся рядом паровой буксир переместил самолет к берегу, а пассажиров эвакуировали и отправили в Москву, куда они летели изначально.
Мостовой эмигрировал в Израиль в 1989 году и в последние годы жизни был там простым рабочим на фабрике. Второй пилот Василий Чеченев, который справился с виртуозной посадкой на воду, получил повышение: после аварии он стал командиром экипажа.
Сам лайнер успел еще послужить: после такого происшествия он, конечно, больше не взлетал, но всё еще смог пригодиться. Воздушное судно отправили в авиашколу Тамбовской области, где он стал тренажером для курсантов. В 1970 году самолет разобрали на металлолом.