Начальник АМСГ-4 “Псков”
Козлова Алла Владимировна
Кратко о себе (в профессиональном плане).
Я являюсь начальником АМСГ «Псков» с октября 2013 года. До этого работала синоптиком здесь же, в аэропорту Псков на АМСГ, с 1987 года. Можно сказать, просидела на одном стуле 32 года, не меняя мест работы, специальности и профессиональных интересов.
Как Вы пришли в профессию?
В 1987 году я окончила Ленинградский Гидрометеорологический институт, метеорологический факультет. В этот институт я поступала осознанно (насколько это может быть в 17 лет), т.к. меня с детства интересовало всё, что связано с погодой. В школе я с большим энтузиазмом заполняла дневник погоды на уроке природоведения, и это было не формально. Школа у нас по тем временам была «продвинутая», директор организовал на пришкольной территории настоящую метеорологическую площадку, на которую мы, школьники, и бегали на уроке снимать все показания. Скажу без ложной скромности, что чаще всего этим занималась именно я, т.к. мне это было безумно интересно, а другие (в основном) относились к этому, как к рутине. Знала бы я тогда, во что выльется этот мой интерес в будущем! Отдельно хочется здесь отметить своего деда, ветерана Великой Отечественной войны, Козлова Ивана Ивановича. Он всю жизнь был для меня непререкаемым авторитетом. Когда я сказала ему, что хочу поступать в ЛГМИ, он ответил: «Молодец, иди, это не работа, а сказка! Как будешь получать, не могу сказать (это он про зарплату), а вот романтики хватанёшь!» Хватанула! Всю жизнь его слова помню.
Где и как начиналась Ваша профессиональная деятельность?
Моя профессиональная деятельность началась на АМСГ «Псков» в 1987 году сразу после окончания института. Сначала, как полагается, меня посадили стажироваться на место техника-метеоролога, чтобы почувствовать, так сказать, профессию изнутри, с самых азов. Потом я оценила по достоинству эту первоочерёдность. Только так надо начинать учить профессии всех синоптиков. Потом уже прошла стажировку в качестве синоптика и приступила к самостоятельной работе.
Назовите своих наставников, которые открыли для Вас данную профессию.
Стажировала меня старший синоптик Валентина Михайловна Шаврина. Она была наставником от Бога. Очень грамотная, Профессионал с большой буквы, выдержанная, терпеливая и в то же время строгая и требовательная. Очень ей благодарна за то, что она мне полностью открыла нашу профессию, все её стороны, и положительные, и отрицательные. А потом, до своего выхода на пенсию, бессменным наставником была наш начальник, Людмила Ивановна Петрова. Это тоже асс своего дела, синоптик до мозга костей, лицо нашей профессии в лучшем смысле этого слова. Огромное ей спасибо!
Что самое главное в Вашей профессии?
Главное, конечно же, в нашей профессии – это делать всё возможное и невозможное для безопасности полётов. Может, это громко сказано, но и от деятельности метеорологов во многом зависят человеческие жизни. Можно много говорить об автоматизации нашей деятельности, но и человеческий фактор никто не отменял. Стараемся быть готовыми к любым стрессам, не паниковать ни в каких ситуациях, в том числе и чрезвычайных, быть выдержанными в любых обстоятельствах. Необходимо уметь контактировать с окружающими, ведь к метеорологам обращается огромное количество людей. «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»
Расскажите об эпизоде в Вашей профессии, когда Вы поняли, что данное дело для Вас это дело Вашей жизни?
Каждый день, проведённый на работе, – это эпизод жизни, когда понимаешь, что это – твоя профессия раз и навсегда! Но запомнилась ситуация, когда я прочно утвердилась в своём мнении о профессии. В 1994 году аэропорту Псков присвоили статус международного. Экипажи «Псковавиа» стали выполнять международные рейсы, а в те времена пилоты заходили на АМСГ за метеодокументацией и консультацией в обязательном порядке (в составе АМСГ ещё был синоптический отдел). Так вот, все они, побывав на заграничных метеостанциях, в один голос говорили, насколько у нас на метео грамотные специалисты, составляют очень точные прогнозы, дают крайне подробную и чёткую метеоконсультацию, отвечают на все вопросы, все очень компетентные, доброжелательные, приветливые и такие родные! Не в пример заграничным метеослужбам, где все работают как автоматы. Роботы, а не люди! После этого я ещё прочнее утвердилась в выборе своей профессии.
Получаете Вы удовлетворение от своей работы?
От работы своей я получаю большое удовлетворение! Бывало всякое, и отрицательные моменты, но всё это как-то быстро забывалось. И вновь уверенность: моя профессия – лучшая!
Как относится Ваши близкие к Вашей профессии?
Честно говоря, близкие относятся к моей профессии с некоторой иронией. На слуху много баек про синоптиков, свою роль сыграли средства массовой информации. Соц. сети тоже не отстают. Но когда рассказываешь, что же на самом деле представляет из себя моя профессия, её истинное предназначение и всю «кухню», мнение, конечно меняется. Жаль только, что всем это не объяснишь!
Назовите три компоненты, которые необходимы перенести в Вашу профессию, чтобы она стала лучше?
В первую очередь, нужно популяризировать профессию метеоролога. Везде. Можно сказать, «на каждом углу». «Раскрутить», короче. На одном энтузиазме в наше время не протянешь. Во-вторых, необходимо поднять уровень благосостояния наших специалистов. Для этого необходимо обратить внимание нашего правительства на нашу отрасль. Все последние катаклизмы (пожары, наводнения, ураганы, засухи и т.д.) должны уже повернуть «власть предержащих» лицом к специалистам нашей профессии. Многого можно было бы избежать в этом случае. Надо не сокращать штаты, а увеличивать, расширять сеть метеонаблюдений, платить работникам достойную зарплату. По-моему, в нашей профессии – только энтузиасты и альтруисты. А в-третьих – необходимо постоянно совершенствоваться. Не стоять на месте, а постоянно работать над уровнем своих знаний, находить что-то новое и интересное.
Ваши пожелания тем, кто приходит в профессию.
Главное пожелание тем, кто приходит в нашу профессию, – это, конечно же, любить её. Случайных людей в нашей профессии, я так думаю, нет. Кто «не наш», тот сразу отсеивается. Ещё, по моему мнению, у людей нашей профессии должна быть интуиция. По своему опыту могу сказать, она часто срабатывала и выручала. Мы «работаем» с природой, поэтому и должны использовать в работе ещё и всё то, что нам дано от природы.